Осенью этого года отметил свое 15‑летие центр сохранения и популяризации русской православной и традиционной культуры на Северо-Западе России. Открытие этого центра было приурочено к освящению храма Покрова Пресвятой Богородицы на территории этнографического парка деревянного зодчества «Усадьба «Богословка», расположенного в Невском лесопарке Всеволожского района. Именно здесь нынче в престольный праздник храма Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) состоялся первый региональный фольклорный фестиваль «Покрова на Неве». О том, чем живет этнопарк сегодня, с какими проблемами сталкивается и какие у него планы на будущее, рассказала заведующая музейным отделом парка деревянного зодчества «Усадьба «Богословка» Марина САВЧЕНКО.

В воссозданном жилом доме заонежского крестьянина Евграфа Костина располагается Музей крестьянского быта./ФОТО автора

— Марина Сергеевна, как родилась идея проведения фестиваля «Покрова на Неве»?

— Идея организовать покровский фестиваль витала давно. В нашем регионе практически нет мероприятий, посвященных празднику Покрова Божией Матери — одному из любимых народом. Традиционно его отмечали в октябре, когда собран урожай, завершены работы на полях. У людей появлялось свободное время, в закромах — добра в достатке, при этом поста еще нет. Неудивительно, что именно с Покровом связано немало свадебных традиций.

В других регионах этот праздник отмечают широко. Например, на юге России есть фестиваль «Покрова на Дону». В нашем регионе к нему относятся более сдержанно — возможно, из‑за климатических особенностей. Если на юге в это время еще тепло и люди активно гуляют, посещают церковь, то на Северо-Западе и Севере, например, в Архангельске, на Покров выпадает снег.

Но ведь это не повод забывать традиции! Да и яркий праздник в серое межсезонье как нельзя кстати. Тем более что ровно 15 лет назад, 14 октября 2008 года, был освящен наш уникальный 25‑купольный храм Покрова Пресвятой Богородицы, что и стало началом создания центра сохранения и популяризации русской православной и традиционной культуры на Северо-Западе России.

— На территории этнопарка на земле лежит украшенная резным лемехом купольная луковица храма — это связано с реставрацией?

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы./ФОТО автора


— Поддерживать, а именно — ремонтировать уникальный деревянный объект нам приходится постоянно, и это задача непростая. Что касается луковицы, то она принадлежит пока еще не существующему храму, который планируется к постройке. Речь идет о храме Варлаама Хутынского. По правилам, на классическом погосте должно быть три обязательных объекта — большой летний храм, малый зимний (который отапливался русской печкой) и колокольня. На нашем погосте есть колокольня и летний храм, а вот зимнего не хватает. Мы много делаем в этом направлении, в том числе ищем помощников. Есть надежда, что на нас обратят внимание меценаты. Мы открыты для любого сотрудничества.

— Центр ведет активную просветительскую деятельность, создавая условия для сохранения и развития самобытной русской культуры и творческих традиций Севера и Северо-Запада России. А готовы ли современные люди воспринимать эту информацию?

— В 2020 году в этонопарке был создан музей крестьянского быта, мы проводим экскурсии, на основе православных праздников разрабатываем образовательные и культурно-досуговые программы для детей и взрослых. В нашей воскресной школе проводятся занятия по основам православного вероучения и хорового пения для детей от 5 до 14 лет. Что касается готовности к восприятию информации, если людям не рассказывать, то они и не будут готовы узнавать. Хотя, действительно, сегодняшнее поколение выращено на абсолютно другой культуре. Люди связаны с техникой, но совершенно оторваны от земли. Именно оторванность общества от земли препятствует их адекватному восприятию своей же культуры. Традиционная культура возвращает человека на землю. Как показывает наша практика, эту проблему решить не так сложно, как кажется, — чем мы и занимаемся. К нам приходят семьи с детьми, студенты, которые изучают традиционную культуру в петербургских вузах. Молодые люди с удовольствием у нас «волонтерят», участвуют в наших мероприятиях и семинарах. Много среди наших посетителей и пенсионеров, и людей среднего возраста. Фраза «а у моей бабушки так было» в нашем музее звучит постоянно. Это очень здорово. Застеленная кровать с горкой подушек возвращает людей в детство, активизируя их родовую память. Пробуждение родовой памяти помогает человеку познать себя, раскрыть потенциальные возможности и приобщиться к духовному опыту и мудрости предков.

— А насколько информация, которую вы транслируете, достоверная? Ведь сегодня, к сожалению, подделки проявляются во всем. И кокошники порой оказываются вовсе не кокошниками…

— Здания в нашем парке — копии утраченных памятников деревянного зодчества. Так, деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы — это точная копия построенного в 1708 году и утраченного в 1963‑м Покровского собора из села Анхимово Вытегорского погоста Олонецкой губернии (часть нынешней Вологодской области). Именно этот объект, по мнению специалистов, послужил прообразом церкви в Кижах. Проект восстановления разработал архитектор и реставратор Александр Ополовников по обмерам, который он произвел в 1956 году. А в основание восстановленной церкви заложены камни из фундамента сгоревшей. Копия очень точная внешне, да и во внутреннем убранстве все повторено досконально — даже число и внешний вид резных икон.

Экспозиция нашего музея на 90 % состоит из вещей, привезенных из этнографических экспедиций. У нас есть приличные коллекции прялок и расписных дуг. Только что открылся музей клети — там большая коллекция текстиля.

Костюмы, в которых работают экскурсоводы, сшиты нашими мастерицами по музейным образцам, можно сказать, что это полноценные реплики. В качестве головных уборов мы используем традиционные для Русского Севера сороки, повойники и платки. Конечно, хотелось бы, чтобы у нас были жемчужные каргопольские кокошники, которые идеально отражают традицию региона, про который мы рассказываем. Но это очень дорого и с точки зрения материалов, и с точки зрения трудоемкости: на создание одного кокошника требуется 7 – 8 месяцев. Я имею в виду именно настоящие кокошники, сделанные по историческим образцам, которые носили в губерниях нашей страны в XVIII – XIX веках, а не такое — «не пойми что, расшитое немереным количеством блесток», в которое еще в советское время начали наряжать народные хоры.

— Сохраняется ли эта аутентичность в ваших образовательных и праздничных программах?

— Мы обязательно готовим мероприятия, посвященные праздникам крестьянского годового круга, — Рождеству, Масленице, Пасхе, Троице.

При этом рождественские гулянья у нас проходят не на Новый год (потому что в это время еще пост), а во время Святок — с 7 по 19 января.

Конечно, если я скажу, что у нас все на сто процентов аутентичное, слукавлю. Например, есть нюансы подачи материала разным возрастным категориям. Детям сложно вникнуть в материал в оригинальном варианте, зато в игровой форме они его усваивают естественным путем. Тем не менее мы стремимся, чтобы идентичность была максимальная. Наши сотрудники (в том числе экскурсоводы) являются экспертами по русской культуре. Они профессионально занимаются реконструкцией народного костюма, возрождают народные ремесла, проходят специальное обучение, выезжают в экспедиции.

Что касается наших программ, то мы не гонимся за аниматорством. Мы от этого ушли сознательно, сделав ставку на серьезные исследования и собственный экспедиционный опыт.

— И сувениры не китайские?

— Здесь нужно отдать должное моим коллегам, которые много лет налаживают связь с мастерами народных промыслов нашей страны. Например, у нас есть оятская керамика из поселка Алеховщина Ленинградской области. Из Вологодской области привозим пуховые платки, из Владимирской — мармелад. Есть у нас покровские пряники, продукты из Псковской области и даже с Алтая…

— В последнее время много говорят о возрождении русской народной культуры, как это отражается на вашей деятельности?

— За последние пятнадцать лет в этой области сделано многое. Открылось немало источников. Начали оцифровывать книги, сборники. Научные конференции, на которые раньше попасть было сложно, стали открытыми. При этом остается невероятное количество объектов, которые не введены в научный оборот. Или были введены, но впоследствии оказались забытыми. Например, в этом году мы были в Архангельской области на Ворзогорском погосте XVII – XVIII вв. Там находится уникальный памятник деревянного зодчества. Если бы там не было одного-единственного энтузиаста, который этим занимается, то памятник этот уже бы рухнул. Таких примеров много.

Что касается нашего этнопарка «Усадьба «Богословка», могу сказать — мы еще в начале пути и нам предстоит большая работа. Ведь нам есть что показать и рассказать. Так что у нас еще все впереди.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7534) от 31.10.2023 под заголовком «Парк неутраченной памяти».

QOSHE - Центру сохранения русской православной и традиционной культуры исполнилось 15 лет - Алла Чередниченко
menu_open
Columnists Actual . Favourites . Archive
We use cookies to provide some features and experiences in QOSHE

More information  .  Close
Aa Aa Aa
- A +

Центру сохранения русской православной и традиционной культуры исполнилось 15 лет

5 0
01.11.2023

Осенью этого года отметил свое 15‑летие центр сохранения и популяризации русской православной и традиционной культуры на Северо-Западе России. Открытие этого центра было приурочено к освящению храма Покрова Пресвятой Богородицы на территории этнографического парка деревянного зодчества «Усадьба «Богословка», расположенного в Невском лесопарке Всеволожского района. Именно здесь нынче в престольный праздник храма Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) состоялся первый региональный фольклорный фестиваль «Покрова на Неве». О том, чем живет этнопарк сегодня, с какими проблемами сталкивается и какие у него планы на будущее, рассказала заведующая музейным отделом парка деревянного зодчества «Усадьба «Богословка» Марина САВЧЕНКО.

В воссозданном жилом доме заонежского крестьянина Евграфа Костина располагается Музей крестьянского быта./ФОТО автора

— Марина Сергеевна, как родилась идея проведения фестиваля «Покрова на Неве»?

— Идея организовать покровский фестиваль витала давно. В нашем регионе практически нет мероприятий, посвященных празднику Покрова Божией Матери — одному из любимых народом. Традиционно его отмечали в октябре, когда собран урожай, завершены работы на полях. У людей появлялось свободное время, в закромах — добра в достатке, при этом поста еще нет. Неудивительно, что именно с Покровом связано немало свадебных традиций.

В других регионах этот праздник отмечают широко. Например, на юге России есть фестиваль «Покрова на Дону». В нашем регионе к нему относятся более сдержанно — возможно, из‑за климатических особенностей. Если на юге в это время еще тепло и люди активно гуляют, посещают церковь, то на Северо-Западе и Севере, например, в Архангельске, на Покров выпадает снег.

Но ведь это не повод забывать традиции! Да и яркий праздник в серое межсезонье как нельзя кстати. Тем более что ровно 15 лет назад, 14 октября 2008 года, был освящен наш уникальный 25‑купольный храм Покрова Пресвятой Богородицы, что и стало началом создания центра сохранения и популяризации русской православной и традиционной культуры на Северо-Западе России.

— На территории этнопарка на земле лежит украшенная резным лемехом купольная луковица храма — это связано с реставрацией?

Церковь Покрова Пресвятой........

© Санкт-Петербургские ведомости


Get it on Google Play