Кандидат от правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП) и сторонник независимости Тайваня Лай Циндэ одержал победу на выборах главы администрации острова. Набрав чуть более 40 % голосов избирателей, он опередил на семь и четырнадцать пунктов, соответственно, представителей двух оппозиционных сил — Хоу Юи (партия «Гоминьдан») и лидера Тайваньской народной партии Кэ Вэньчжэ. Оба политика признали свое поражение.

ФОТО Roméo A. on Unsplash

Как известно, законодательством Тайваня второй тур голосования не предусмотрен, поэтому Лай Циндэ был объявлен победителем. По словам политика, результаты выборов показали международному сообществу, что «между демократией и авторитаризмом» жители острова «выбирают демократию». «Китайская Республика (Тайвань) продолжит двигаться дальше плечом к плечу с демократиями всего мира», — ­заявил он, выступая с речью пос­ле объявления итогов голосования.

Стоит отметить, что в ходе избирательной кампании одним из ключевых вопросов были отношения Тайваня с материковым Китаем. Пекин считает остров одной из своих провинций, однако де-факто не контролирует его. Последние десятилетия обе стороны предпочитали сохранять статус-кво, однако глава уходящей тайваньской администрации Цай Инвэнь позиционировала себя как сторонницу независимости острова, что существенно обостряло ситуацию в регионе. Лай Циндэ тоже известен как сторонник суверенитета, однако перед выборами он отмечал, что «провозглашать независимость нет необходимости», поскольку «Тайвань уже является суверенным государством под названием Китайская Республика».

Проблему отношений с Пекином политик затронул и в ходе своего выступления по итогам голосования. В частности, он пообещал защищать самоуправляемый остров «от продолжающихся угроз и запугивания со стороны Китая». При этом Лай Циндэ подчеркнул, что, как лидер, он несет ответственность за «поддержание мира и стабильности в Тайваньском проливе». Будущий глава тайваньской администрации добавил, что Тайбэй готов к диалогу с Пекином при условии взаимного уважения и паритета. Избранный президент также высоко оценил внешнюю и оборонную политику Цай Инвэнь и пообещал продолжать ее курс. «Последние восемь лет президент Цай вела очень стабильную внешнюю политику и политику национальной обороны. То, как она вела дела, получило признание международного сообщества, — сказал он. — Так что в соответствии с конституционным порядком Китайской Республики я буду и дальше вести дела между двумя берегами Тайваньского пролива согласно этой системе, чтобы мы могли вернуться к здоровой и устойчивой форме взаимодействия».

Несмотря на победу Лай Циндэ, правящей партии не удалось повторить его успех на выборах в законодательный юань (высший законодательный орган острова), которые также прошли 13 января. По итогам голосования с незначительным перевесом на первом месте оказалась оппозиционная партия «Гоминьдан», которая получит 52 депутатских кресла (на 14 мест больше, чем в 2020 году). Число мандатов ДПП, наоборот, сократится с 61 до 51. На третьем месте оказалась ТНП, которая в новом составе парламента будет занимать восемь мест — на три больше, чем на предыдущих выборах. Еще два кресла в 113‑местном законодательном органе получат два близких к «Гоминьдану» независимых политика. Для формирования парламентского большинства требуется 57 мандатов.

На итоги выборов отреагировали в Пекине. Представитель канцелярии по делам Тайваня при госсовете КНР Чэнь Биньхуа заявил, что ДПП не может представлять основное общественное мнение на острове. Политик также подчеркнул, что руководство КНР будет противостоять вмешательству внешних сил и сепаратистским действиям, направленным на достижение независимости острова. Вместе с тем Пекин, как отметил Чэнь Биньхуа, будет работать с политическими партиями и представителями различных кругов Тайваня, чтобы стимулировать сотрудничество и способствовать мирному развитию отношений и делу национального воссоединения.

Последовала реакция и из США на результаты выборов. Госсекретарь Энтони Блинкен поздравил Лай Циндэ с победой и отметил, что Вашингтон рассчитывает на сотрудничество с ним в соответствии с политикой одного Китая. В свою очередь президент Соединенных Штатов Джо Байден, отвечая на вопрос журналиста, подчеркнул, что Белый дом не поддерживает независимость Тайваня. Спикер палаты представителей США Майк Джонсон в соц­сети также поздравил победителя и сообщил о намерении обратиться к членам соответствующих комитетов конгресса с просьбой возглавить делегацию, которая может отправиться на Тайвань в мае.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на этом фоне отметила, что позиция Москвы по вопросу Тайваня остается неизменной: Россия считает остров неотъемлемой частью Китая. «Считаем, что отношения между сторонами Тайваньского пролива — это сугубо внутреннее дело Китая. Попытки отдельных стран использовать выборы на Тайване с целью оказать давление на Пекин и раскачать ситуацию в проливе и в регионе в целом контрпродуктивны и заслуживают широкого осуждения со стороны мирового сообщества», — сказала она.

Аналитики полагают, что победа Лай Циндэ во многом стала возможна из‑за особенностей избирательного законодательства острова, и, несмотря на лоббирование идеи его суверенитета, избранный президент вряд ли пойдет на радикальные шаги в этом вопросе. «Лай Циндэ — президент меньшинства, его победа оказалась возможна в силу тайваньской избирательной системы, где выборы проходят в один тур и победитель определяется прос­тым большинством. Если бы Хоу Юи и Кэ Вэньчжэ смогли сформировать предвыборный альянс, который они пытались заключить в ноябре 2023 года, то, наверное, они бы победили», — рассуждает директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.

Эксперты полагают, что разница результатов Лай Циндэ и ДПП объясняется помимо особенностей выборной системы также и различной мотивацией избирателей при голосовании на парламентских и президентских выборах. «Когда выбирают президента, люди в первую очередь думают о политике в отношении Китая и США. А на выборы депутатов влияет множество факторов местного уровня: как партия себя показала в предыдущий период, каковы были ее действия в экономике и социальной сфере. Плюс ко всему «Гоминьдан» имеет довольно серьезную организационную структуру на мес­тах, которую мобилизует на выборах», — поясняет политолог Андрей Карнеев.

Аналитики сходятся во мнении, что Лай Циндэ на посту президента, скорее всего, будет продолжать линию своей предшественницы. «Лай, может быть, несколько более радикален в вопросе независимости, чем Цай, однако серьезных изменений политики нынешней администрации ждать не стоит. Речи о том, что прямо сейчас нужно объявлять независимость, ни ДПП, ни Лай не ведут. Сторонники независимос­ти признают: это некий процесс и конфликта с КНР никто не хочет. Хотя для Пекина, конечно, неприятен сам факт того, что враждебная им политическая партия задержалась у власти на третий срок», — добавляет Василий Кашин.

В свою очередь Андрей Карнеев полагает, что на действия Лай Циндэ могут повлиять внешние факторы. «В последнее время страны Запада нарастили поддержку Тайваня. Усилил свою активность и Китай. Это может спровоцировать Лая на радикальные действия. Поэтому элемент непредсказуемости вокруг тайваньской проблемы возрастает», — отмечает политолог. Несмотря на это, он все же считает маловероятной возможность серьезного обострения в Тайваньском проливе после избрания Лай Циндэ. «Не будем забывать, что ДПП у власти уже восемь лет. При ней, конечно, серьезно были ограничены связи между двумя сторонами Тайваньского пролива. Но вместе с тем ничего совсем уж драматического за этот период не произошло, так что будем надеяться, что при Лае удастся избежать эскалации в отношениях Тайваня с материковым Китаем», — резюмирует Карнеев.

Скептически смотрит на возможность скорого объединения Китая и Тайваня директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. «Боюсь, что воссоединение Тайваня с КНР в нынешней ситуации невозможно совсем, хотя по итогам выборов Китай уже использует в своей риторике такие слова, как сепаратизм. И у него есть целый ряд разных способов воздействия на Тайвань. Все почему‑то говорят, что должна произойти военная атака со стороны КНР. Но для Китая этот вопрос очень болезненный, так как для него Тайвань является внутренней провинцией и любая вооруженная атака на остров — это удар по своей же территории и своим гражданам. Поэтому Пекин будет воздерживаться от военного решения тайваньского вопроса. Но это не единственный способ давления на Тайбэй. Возможна и морская блокада Тайваня, учитывая, что он очень сильно зависит от экспортно-импортных операций. Могут быть и попытки обрушить его финансовую систему. В любом случае есть много вариантов нанести вред Тайваню со стороны КНР», — заключает эксперт.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7585) от 19.01.2024 под заголовком «Объединение откладывается?».

QOSHE - Объединение откладывается? На выборах президента Тайваня победил сторонник независимости острова - Александр Казаргин
menu_open
Columnists Actual . Favourites . Archive
We use cookies to provide some features and experiences in QOSHE

More information  .  Close
Aa Aa Aa
- A +

Объединение откладывается? На выборах президента Тайваня победил сторонник независимости острова

8 0
19.01.2024

Кандидат от правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП) и сторонник независимости Тайваня Лай Циндэ одержал победу на выборах главы администрации острова. Набрав чуть более 40 % голосов избирателей, он опередил на семь и четырнадцать пунктов, соответственно, представителей двух оппозиционных сил — Хоу Юи (партия «Гоминьдан») и лидера Тайваньской народной партии Кэ Вэньчжэ. Оба политика признали свое поражение.

ФОТО Roméo A. on Unsplash

Как известно, законодательством Тайваня второй тур голосования не предусмотрен, поэтому Лай Циндэ был объявлен победителем. По словам политика, результаты выборов показали международному сообществу, что «между демократией и авторитаризмом» жители острова «выбирают демократию». «Китайская Республика (Тайвань) продолжит двигаться дальше плечом к плечу с демократиями всего мира», — ­заявил он, выступая с речью пос­ле объявления итогов голосования.

Стоит отметить, что в ходе избирательной кампании одним из ключевых вопросов были отношения Тайваня с материковым Китаем. Пекин считает остров одной из своих провинций, однако де-факто не контролирует его. Последние десятилетия обе стороны предпочитали сохранять статус-кво, однако глава уходящей тайваньской администрации Цай Инвэнь позиционировала себя как сторонницу независимости острова, что существенно обостряло ситуацию в регионе. Лай Циндэ тоже известен как сторонник суверенитета, однако перед выборами он отмечал, что «провозглашать независимость нет необходимости», поскольку «Тайвань уже является суверенным государством под названием Китайская Республика».

Проблему отношений с Пекином политик затронул и в ходе своего выступления по итогам голосования. В частности, он пообещал защищать самоуправляемый остров «от продолжающихся угроз и запугивания со стороны Китая». При этом Лай Циндэ подчеркнул, что, как лидер, он несет ответственность за «поддержание мира и стабильности в Тайваньском проливе». Будущий глава тайваньской администрации добавил, что Тайбэй готов к диалогу с Пекином при условии взаимного уважения и паритета. Избранный президент также высоко оценил внешнюю и оборонную политику Цай Инвэнь и пообещал продолжать ее курс. «Последние восемь лет президент Цай вела очень стабильную внешнюю........

© Санкт-Петербургские ведомости


Get it on Google Play