О том, что за последние годы изменилось в православном музейном комплексе в Вологодской области и что еще предстоит сделать, рассказал его генеральный директор Михаил Шаромазов.

ФОТО Натальи ГАРНЕЛИС/ТАСС

Чтобы храмы пели

Точных сведений, когда был основан Кирилло-Белозерский музей-заповедник, нет, поэтому его официальным днем рождения принято считать дату самого раннего сохранившегося отчетного документа о его работе 1924 года.

Сегодня заповедник объединяет ансамбли Кирилло-Белозерского монастыря (1397 г.) и Ферапонтова монастыря (1398 г.), где в соборе Рождества Богородицы находится уникальная настенная роспись кисти Дионисия и его сыновей. Отдельного внимания заслуживают памятники деревянного зодчества — церковь Ильи Пророка (1755 г.) в Цыпине, церковь Богоявления (1733 г.) в селе Палтога и шатровая Ильинская церковь (1692 – 1702 гг.) на Саминском погосте. Также на территории заповедника находится самый древний точно датированный деревянный храм в нашей стране — церковь Ризоположения (1485 г.), перемещенная сюда из села Бородавы.

В штате заповедника 230 сотрудников. При этом музей и действующие православные святыни (в Кирилло-Белозерском монастыре живут 16 монахов, в Ферапонтовом — один) не только прекрасно сосуществуют, но и делают общее дело по сохранению культурного наследия.

«Красота архитектурных монас­тырских построек не раскроется до конца без живых богослужений, — уверен Михаил Шаромазов. — Я неоднократно замечал: когда ­после реставрации в храме проходит первое богослужение, складывается впечатление, что он тоже поет каждой своей частичкой».

В 2023 году в заповедном мес­те побывали более 357 тысяч посетителей, из которых около 60 тысяч — дети. Для сравнения: в 2009 году общая посещаемость музея была 190 тысяч человек.

«Основной поток наших посетителей — индивидуальные путешественники, которые приезжают на собственном транспорте, организованных туристических групп только 10 %, — отметил Михаил Николаевич. — Чтобы к нам приезжали больше гостей, им должно быть не только интересно, но и комфортно. Развитие внутреннего туризма напрямую зависит от качества дорог и турис­тической инфраструктуры. Работы в этом направлении еще очень много. Тем не менее уже в этом году в Кирилло-Белозерском монастыре будет открыта новая ­гостиница».

Что касается сохранения исторических объектов, ради которых в эти места едут люди, то с 2018 года благодаря государственной поддержке был проведен беспрецедентный объем реставрационных работ.

«Мы отреставрировали стены XVII века в Кириллове, церковь Ильи Пророка в Цыпине, большое количество движимых памятников из коллекции музея, — рассказал руководитель заповедника. — Практически завершены работы по реставрации церкви Богоявления в селе Палтога. В отреставрированной церкви Преображения 1595 года посетители впервые увидят иконостас последней каменной постройки монастыря XVI века. Из длительных проектов стоит выделить масштабные реставрационно-консервационные работы стенописи в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, которые растянулись более чем на 30 лет. С 1982 года масштабную реставрацию фресок Дионисия возглавляла реставратор и исследователь древнерусского искусства Ольга Владимировна Лелекова. Она считала, что при консервации древнерусской живописи нельзя наносить поверхностные пленки, потому что они со временем могут создать угрозы новых утрат, и предложила наносить клеящий состав изнутри. Этой методике нет равных не только в нашей стране, но и во всем мире».

Кроме того, для сохранения фресок в соборе Рождества Богородицы в начале XXI века была внедрена система стабилизации температурно-влажностного режима в виде подогрева пола, благодаря чему собор теперь может принимать посетителей круглый год.

Реставрация монастырских стен XVI века по смете обошлась в 1,3 млрд рублей, стен XVII века — почти в полтора миллиарда.

«В этом году объявлен конкурс на восстановление поварни (здания XVI века) на сумму 400 млн рублей, — поделился Шаромазов. — В наших планах продолжить сложные с инженерной точки зрения работы по реставрации мо­настырских стен XVI века со стороны озера. Пока нет решения по выделению средств. Но проектные работы все проведены».

Показательно, что еще десять лет назад в музее работали только приглашенные реставраторы, сейчас же здесь созданы собственные мастерские и делается все возможное, чтобы повышать профессиональный уровень своих специалистов.

К слову, сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника в тандеме с учеными Института космических исследований РАН изучают возможности нейронных сетей для восстановления первоначального облика поврежденных и утраченных фресок. Кроме того, началась работа над проектом электронной реконструкции (созданием виртуальной копии) уникальной библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря, в которой в том числе хранится огромное количество рукописей XV века, считающихся большой редкостью.

Хранители русского слова

Продолжая литературную тему, стоит отметить, что в 2015 году в состав музея-заповедника вошел новый филиал — Музей-квартира В. И. Белова в Вологде. В нем сохранена атмосфера, в которой жил и работал один из родоначальников деревенской прозы Василий Иванович Белов. Несмотря на то что этот небольшой музей находится на втором этаже жилого дома, в год его посещают 1,2 тыс. человек. Кроме того, он принимает активное участие в проведении Беловской недели, проводит работу со школьниками, студентами.

Постепенно решается вопрос и с «Домом Цветаевой» в Соколе, в котором два года жила сестра поэта Серебряного века — Анастасия Цветаева. Она приехала сюда после десяти лет лагерей к сыну, но потом была вновь арестована. Долгое время об истории этого дома в Соколе было ничего не известно. Но несколько лет назад благодаря усилиям неравнодушной общественности приказом комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области мемориальная квартира вместе с домом была включена в перечень выявленных объектов культурного наследия и стала еще одним филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

«К сожалению, открытие музейного комплекса может состояться не ранее 2026 года, — рассказал Шаромазов. — Мы столкнулись с проблемами, к которым не были готовы: участок, на котором стоит дом, затапливается и начинать какие‑то реставрационные работы без решения задач водоотведения нецелесообразно. Тем не менее этот вопрос активно решается».

Юбилей отметят выставками

Основные торжества, посвященные вековому юбилею, в музее-заповеднике пройдут в сентябре. Кроме того, в честь этой важной даты на протяжении всего года будет реализовано более двадцати культурных событий. Анонсированы четыре новые постоянные экспозиции, четыре крупные ­межрегиональные выставки, восемь стационарных проектов и семь передвижных. Площадками для показа музейных коллекций станут не только Кирилло-Белозерский музей-заповедник и его филиалы, но и музеи-партнеры, в числе которых Государственный Эрмитаж, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Воронежский художественный музей.

В рамках юбилейной программы отпразднуют и 225‑летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Впервые на вологодской земле будет организован выставочный проект под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России «Философ резвый и пиит», который в том числе расскажет историю взаимоотношений и творческих связей Александра Пушкина и Константина Батюшкова.

Уже в эти дни работает выставка, посвященная 165‑летию со дня рождения иеромонаха Кирилло-Белозерского монастыря Антония (в миру — Алексей Александрович Сорунков), «У меня стало являться желание быть выдающимся человеком». До недавнего времени о нем было практически ничего не известно. При этом именно отец Антоний стоял у истоков музейной деятельности в стране. В начале XX века он собрал первую музейную коллекцию обители и даже предлагал создать в Кириллове музей. Однако его не поддержали. А за то, что он, занимаясь журналистской деятельностью, писал обличающие мо­настырскую власть статьи, иеромонах Антоний был сослан в Филиппо-Ирапскую пустынь. Позже он передал свою коллекцию из шести сотен предметов в Этнографический отдел Русского музея имени императора Александра III. Сегодня большая часть той коллекции хранится в собрании Российского этнографического музея в Петербурге.

Также в нынешнем году в заповеднике будет организована грандиозная выставка картин известных русских художников XVIII – XIX веков (Шишкин, Репин, Айвазовский, Верещагин и др.) из Пермской художественной галереи, которая только что отметила 100‑летие.

Стоит добавить, что не так давно в музее-заповеднике появились исторические костюмы из известных российских фильмов «Раскол» и «Монах и бес», которые снимались в этих местах. Их на вечное хранение передала вдова кинорежиссера Николая Досталя. Это очень ценные экспонаты, поскольку Николай Николаевич уделял большое внимание достоверности декораций. В итоге костюмы точно соответствуют эпохе по крою, фактуре и отделке. В настоящее время музей готовит специальную экскурсию по местам съемок фильмов, проходивших на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Кроме картин «Раскол» и «Монах и бес» в этом списке такие шедевры русского кинематографа, как «Достояние республики», «Земляки», ­«Крестьянский сын», «Гармония. Город счастья», «Апостол», «Роман с кокаином», «Пелагия и Белый бульдог», «Обитель».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (7621) от 13.03.2024 под заголовком «Музейный век монастыря».

QOSHE - Музейный век монастыря: в этом году Кирилло-Белозерский музей-заповедник празднует 100‑летие - Алла Чередниченко
menu_open
Columnists Actual . Favourites . Archive
We use cookies to provide some features and experiences in QOSHE

More information  .  Close
Aa Aa Aa
- A +

Музейный век монастыря: в этом году Кирилло-Белозерский музей-заповедник празднует 100‑летие

6 0
13.03.2024

О том, что за последние годы изменилось в православном музейном комплексе в Вологодской области и что еще предстоит сделать, рассказал его генеральный директор Михаил Шаромазов.

ФОТО Натальи ГАРНЕЛИС/ТАСС

Чтобы храмы пели

Точных сведений, когда был основан Кирилло-Белозерский музей-заповедник, нет, поэтому его официальным днем рождения принято считать дату самого раннего сохранившегося отчетного документа о его работе 1924 года.

Сегодня заповедник объединяет ансамбли Кирилло-Белозерского монастыря (1397 г.) и Ферапонтова монастыря (1398 г.), где в соборе Рождества Богородицы находится уникальная настенная роспись кисти Дионисия и его сыновей. Отдельного внимания заслуживают памятники деревянного зодчества — церковь Ильи Пророка (1755 г.) в Цыпине, церковь Богоявления (1733 г.) в селе Палтога и шатровая Ильинская церковь (1692 – 1702 гг.) на Саминском погосте. Также на территории заповедника находится самый древний точно датированный деревянный храм в нашей стране — церковь Ризоположения (1485 г.), перемещенная сюда из села Бородавы.

В штате заповедника 230 сотрудников. При этом музей и действующие православные святыни (в Кирилло-Белозерском монастыре живут 16 монахов, в Ферапонтовом — один) не только прекрасно сосуществуют, но и делают общее дело по сохранению культурного наследия.

«Красота архитектурных монас­тырских построек не раскроется до конца без живых богослужений, — уверен Михаил Шаромазов. — Я неоднократно замечал: когда ­после реставрации в храме проходит первое богослужение, складывается впечатление, что он тоже поет каждой своей частичкой».

В 2023 году в заповедном мес­те побывали более 357 тысяч посетителей, из которых около 60 тысяч — дети. Для сравнения: в 2009 году общая посещаемость музея была 190 тысяч человек.

«Основной поток наших посетителей — индивидуальные путешественники, которые приезжают на собственном транспорте, организованных туристических групп только 10 %, — отметил Михаил Николаевич. — Чтобы к нам приезжали больше гостей, им должно быть не только интересно, но и комфортно. Развитие внутреннего туризма напрямую зависит от качества дорог и турис­тической инфраструктуры. Работы в этом направлении еще очень много. Тем не менее уже в этом году в Кирилло-Белозерском монастыре будет открыта новая ­гостиница».

Что касается сохранения исторических объектов, ради которых в эти........

© Санкт-Петербургские ведомости


Get it on Google Play