Шесть крепких мужчин, четыре стремянки и пятнадцать минут работы — и в Петербург окончательно пришла весна! Освобождение от зимнего футляра мраморной скульптурной группы «Мир и Победа. Аллегория Ништадтского мира» — событие для Летнего сада Русского музея традиционное, ритуал соблюдается неукоснительно. И каждый раз становится для горожан хорошим поводом вспомнить историю сада, почти ровесника Петербурга.

ФОТО Марии ШЕРИХ

По словам Аллы Маниловой, генерального директора Русского музея, снятие футляров носит для музейщиков сакральный характер, это напоминание о временах Петра I, основателя Петербурга и создателя скульптурной коллекции Летнего сада, имеющей особое значение для российской культуры.

ФОТО Марии ШЕРИХ


Укрывать скульптуры стали еще в XVIII веке, во времена правления императрицы Анны Иоанновны — тогда статуи оборачивали холстом. Но холст намокал и замерзал. В 1826 году выдающийся русский скульптор Василий Демут-Малиновский предложил использовать кроме холста деревянные футляры. С небольшими изменениями этот метод используется и сейчас, обеспечивая полную сохранность скульптур.

Руководитель Русского музея напомнила, что в 1941 году, после начала Великой Отечественной ­войны, деревянные щиты использовались для укрытия статуй в земле. Стенки ямы, выкопанной для хранения скульптуры, обкладывали щитами, наполняли песком, а затем после помещения скульптуры накладывали сверху еще один щит. В таких укрытиях статуи пережили всю блокаду, что помогло сохранить уникальную мраморную скульптуру Летнего сада во время войны. Весной 1945 года статуи извлекли из укрытий и вернули на свои места.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


В 2011 году во время глобальной реставрации Летнего сада хранители Русского музея приняли решение перенести оригиналы, возраст каждого из которых триста лет, в Михайловский замок. Для Летнего сада были изготовлены высокохудожественные копии из мраморной крошки и полимера. Только группа «Мир и Победа» осталась в Летнем саду в оригинале.

«Надеемся открыть Летний сад 1 мая, важно, чтобы погода была хорошей. Пуск фонтанов Летнего сада запланирован на 9 мая, и здесь тоже многое будет зависеть от погоды», — пояснила Алла Манилова.

В ответ на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» о состоянии скульптуры «Мир и Победа» после снятия футляра Галина Хвостова, хранитель скульптуры Летнего сада, и Алексей Баруздин, заведующий отделом реставрации каменной и гипсовой скульптуры Русского музея, ответили одним словом: «Прекрасное».

ФОТО: Русский музей


Что касается нахождения оригинала в Летнем саду, то, по словам специалистов, это стало возможно благодаря автору — скульптору Пьетро Баратта, выбравшему плотный каррарский мрамор, и месту установки перед Летним дворцом Петра I, где нет деревьев. Цветочная пыльца и падающие листья вредны мрамору больше всего. Поэтому каждый вторник, когда Летний сад — выходной для посетителей, сотрудники музей будут промывать скульптуру дистиллированной водой. Это касается и копий, им также прописаны водные процедуры.

Осмотрев скульптуру, мы прогулялись по Летнему саду. Сейчас в нем непривычно тихо, сад словно притих перед летним наплывом публики. Бронзовый дедушка Крылов с высоты своего пьедестала благожелательно наблюдает за тем, как рабочие проверяют вентили фонтана на Царицыной площадке, а другие — убирают последние прошлогодние листья. Кстати, несколько лет назад садоводы попробовали в одном из боскетов не убирать листву. Но петербургские ветра разметали ее, не получилось создать гумус.

В Малой оранжерее созревают лимоны. По словам Натальи Кузнецовой, заведующей сектором эксплуатации Летнего сада, когда кадки с лимонными деревьями перенесут на открытый воздух, плоды оставят на радость посетителям. Лимоны созревают медленно и могут долго висеть на ветках.

Сейчас трудно представить, что Малая оранжерея появилась в Летнем саду всего 12 лет назад в ходе большой реставрации, вокруг которой было сломано немало копий. Но обо всем по порядку. История Летнего сада насчитывает несколько строительных периодов. Первый (1704 – 1725) связан с именем Петра I. Тогда под руководством императора строится Летний дворец, привозятся скульптуры, сооружаются первые фонтаны и теплицы, проложен Лебяжий канал, вырыт Карпиев пруд. По проекту архитектора Жан-Батиста Леблона создаются боскеты и другие элементы регулярного парка.

Следующий период (1725 – 1762) — времена цариц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Для первой Франческо Бартоломео Растрелли строит деревянный дворец на набережной Невы. Вторая разрешает «прилично одетой» публике посещать Летний сад.

Новый период (1762 – 1787) связан с правлением Екатерины II, которая фонтаны не любила — «незачем воде двигаться неестественным образом». Впрочем, петербурговеды по сей день спорят, приказала ли она разобрать фонтаны, потому что они сильно пострадали от катастрофического наводнения 1777 года, или же попросту не стала их восстанавливать, так как деньги потребовались на строительство гранитной набережной Фонтанки.

В екатерининский период по проекту архитектора Юрия Фельтена появилась знаменитая Невская решетка Летнего сада.

В первой половине XIX века в годы правления Николая I архитектор Карл Росси строит Кофейный домик, Людвиг Шарлемань — Чайный домик и ограду со стороны Мойки. Вскоре после смерти императора в Летнем установят памятник баснописцу Ивану Крылову работы Петра Клодта.

Бурный ХХ век не изменил облик сада, ставшего преимущественно пейзажным, но со временем он стал деградировать. Несмотря на то что еще в 1935 году был объявлен памятником архитектуры и садово-паркового искусства. После окончания Великой Отечественной войны Татьяна Дубяго, крупнейший советский ландшафтный архитектор, разработала проект возрождения Летнего сада, соединив в нем элементы петровского и пушкинского времени. По разным причинам идеи Дубяго не были реализованы в советское время.

Наступил XXI век. И ровно 20 лет назад, в 2004 году, Летний сад перешел под крыло Русского музея. Дата важная и знаменательная. Надо вспомнить, что к тому времени музей уже получил в свое распоряжение Строгановский и Мраморный дворцы, а также Михайловский замок. Тогда многим представлялось, что Летний сад в этом ряду — явно лишний: дворцы и замок требовали серьезной реставрации, которая продолжается до сих пор, и новое пополнение выглядело серьезной нагрузкой. Но Русский музей осознанно пошел на этот решительный шаг, понимая: городские власти вручили ему Летний сад как самому заботливому хозяину, готовому взять весь груз ответственности за будущее петровского творения.

Было много романтиков, среди них известные специалисты по культурному наследию, которые предлагали оставить все «как есть». Прагматики, среди них известные археологи, утверждали: такой путь — прямая и короткая дорожка к превращению Летнего сада в не самый лучший вариант парка культуры и отдыха. 80 % деревьев требовали серьезного лечения, в саду появлялись стихийные спортплощадки и торговля. Какой уж там Пушкин с его словами: «Летний сад — мой огород». Ведь понятно, что поэт говорил о выращивании рифм и образов, а не капусты с морковью.

Встал вопрос о воссоздании сада-музея не только по букве, но и по духу, чтобы его посетители «на подошвах башмаков» ощутили связь этого места со всей трехсотлетней историей Петербурга. Если учитывать время проектирования, то реставрация Летнего сада заняла около восьми лет. Было много жарких споров, но в итоге был найден консенсус: Летний сад стал уникальным симбиозом регулярного и ландшафтного парка.

Но и теперь, в облике регулярно-пейзажном, с фонтанами и боскетами, вылеченными старыми деревьями-ветеранами (опыт показал, что бури им не страшны), Летний сад требует ежедневных забот и значительных затрат. Включая круглогодичный уход за оранжерейными растениями и теми же скульптурами.

Сегодня сотрудники Летнего сада с честью несут свою вахту и делают возможным проведение здесь красивых праздников. По инициативе Аллы Маниловой 8 и 9 июня впервые состоится праздник Летнего сада, посвященный 320‑летию со дня его основания, дню рождения Петра I, который мы отмечаем 9 июня, и 225‑летию со дня рождения Пушкина 6 июня.

Здесь, в Летнем саду, поэт напитывался петровской энергией. 8 и 9 июня нас ждет культурный марафон, объединяющий самые разные форматы и тематические блоки — искусство, музейное дело, выставочные и образовательные проекты. Праздник начнется семейными программами — детскими квестами, мастер-классами, музейными играми для школьников, все они станут частью празднования Года семьи в России. Потом будут музыкальные и театральные прог­раммы с участием звезд классической музыки, вечерние молодежные концерты.

Все программы специально для этого праздника разрабатывают лучшие специалисты Русского музея — педагоги, искусствоведы, методисты. Это будут два самых насыщенных дня времени белых ночей.

А 31 августа и 1 сентября в Летнем саду состоится еще один праздник, посвященный новому учебному году. «Мы хотим, чтобы дети, приходя в Летний сад, не только радовались, но и узнавали что‑то новое, чтобы у них воспитывался вкус и любовь к Петербургу», — подчеркнула Алла Манилова.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 75 (7651) от 24.04.2024 под заголовком «Весна в Летнем саду».

QOSHE - Весенний ритуал: скульптуры Летнего сада освобождают от зимних футляров - Дмитрий Иванов
menu_open
Columnists Actual . Favourites . Archive
We use cookies to provide some features and experiences in QOSHE

More information  .  Close
Aa Aa Aa
- A +

Весенний ритуал: скульптуры Летнего сада освобождают от зимних футляров

18 0
24.04.2024

Шесть крепких мужчин, четыре стремянки и пятнадцать минут работы — и в Петербург окончательно пришла весна! Освобождение от зимнего футляра мраморной скульптурной группы «Мир и Победа. Аллегория Ништадтского мира» — событие для Летнего сада Русского музея традиционное, ритуал соблюдается неукоснительно. И каждый раз становится для горожан хорошим поводом вспомнить историю сада, почти ровесника Петербурга.

ФОТО Марии ШЕРИХ

По словам Аллы Маниловой, генерального директора Русского музея, снятие футляров носит для музейщиков сакральный характер, это напоминание о временах Петра I, основателя Петербурга и создателя скульптурной коллекции Летнего сада, имеющей особое значение для российской культуры.

ФОТО Марии ШЕРИХ


Укрывать скульптуры стали еще в XVIII веке, во времена правления императрицы Анны Иоанновны — тогда статуи оборачивали холстом. Но холст намокал и замерзал. В 1826 году выдающийся русский скульптор Василий Демут-Малиновский предложил использовать кроме холста деревянные футляры. С небольшими изменениями этот метод используется и сейчас, обеспечивая полную сохранность скульптур.

Руководитель Русского музея напомнила, что в 1941 году, после начала Великой Отечественной ­войны, деревянные щиты использовались для укрытия статуй в земле. Стенки ямы, выкопанной для хранения скульптуры, обкладывали щитами, наполняли песком, а затем после помещения скульптуры накладывали сверху еще один щит. В таких укрытиях статуи пережили всю блокаду, что помогло сохранить уникальную мраморную скульптуру Летнего сада во время войны. Весной 1945 года статуи извлекли из укрытий и вернули на свои места.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


В 2011 году во время глобальной реставрации Летнего сада хранители Русского музея приняли решение перенести оригиналы, возраст каждого из которых триста лет, в Михайловский замок. Для Летнего сада были изготовлены высокохудожественные копии из мраморной крошки и полимера. Только группа «Мир и Победа» осталась в Летнем саду в оригинале.

«Надеемся открыть Летний сад 1 мая, важно, чтобы погода была хорошей. Пуск фонтанов Летнего сада запланирован на 9 мая, и здесь тоже многое будет зависеть от погоды», — пояснила Алла Манилова.

В ответ на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» о состоянии скульптуры «Мир и Победа»........

© Санкт-Петербургские ведомости


Get it on Google Play