Из московского отделения полиции он позвонил мне.

«За что?» — успела я его спросить.

«За 2014-й…»

24-го февраля в Донецке Алексею Красильникову предъявили обвинение в том, что «занимая государственную должность в РФ» он занимался незаконным предпринимательством, совершил мошенничество, а также злоупотреблял своим служебным положением вопреки интересам государства.

Речь идет о сборе зерна и социальной раздаче хлеба летом 2014 года голодающим жителям Донецка. Город в тот момент находился на пороге гуманитарной катастрофы. Участие в этой деятельности Красильников, собственно, никогда и не отрицал.

Мы познакомились в 2016-м году, когда я писала о том, что творилось с продовольственным обеспечением республики.

Осталось выяснить, нормы какого государства, с точки зрения закона, нарушил экс-министр ДНР?

Хлеб был жизнью

В 2014 году Донецкая народная республика в состав России не входила. Мало того, РФ не признавала ее суверенитет вплоть до 21 февраля 2022 года, и то, что происходило тогда на той территории, нашим законам не подчинялось.

И дефицит хлеба, и очереди за бесплатным супом, и тайный вывоз зерновых на Украину, и распродажа гуманитарки — все это десять лет назад было. Из песни слов не выкинешь. ДНР во всех смыслах тогда являлась одной большой «черной дырой». В которой, на их беду, продолжали жить люди.

Летом и осенью бои вплотную приблизились к элеваторам, где хранились запасы, гарантирующие продовольственную безопасность самопровозглашенной республики.

Зерно — это ведь не только хлеб, но и макароны, манка для детей, комбикорм для птицы. Это была жизнь.

Смена из 30 человек выпекала 27 тысяч буханок ежесуточно. Около 30% этого хлеба считали «социальным», его без наценок отправляли в больницы, детские дома, интернаты, для стариков и инвалидов продукт отпускался по льготной цене.

40 тысяч человек кормили бесплатно три раза в день. Вдобавок нужно было придумывать такой продовольственный оборот, чтобы обеспечить продовольствием все министерства и структуры, прокуратуру, МГБ, больницы, школы, садики, тюрьмы.

Ответственность за выполнение этой задачи возложили на созданное в чрезвычайных обстоятельствах Министерство агропромышленной политики (АПК) и продовольствия ДНР. Главой ведомства и стал 39-летний на тот момент Алексей Красильников. Коренной дончанин, он приехал из Киева, где работал в команде Януковича, как только на юго-востоке Украины начался военный конфликт.

«Ситуация с продовольствием в Донецке летом 14-го была катастрофической. Шли бои, часть посевных земель заминирована, не было техники, люди разбежались... Но все-таки удалось наладить питание нуждающимся. Чтобы взять откуда-то эти продукты, срочно восстанавливали деловые и хозяйственные связи», - рассказывал Красильников.

Для этого был создан «Индустриальный ОПЛОТ Донбасса» - корпорация, учредителем которой являлся Аграрный Фонд ДНР при том же Министерстве АПК. Так как в республике не хватало живых денег и не работал безнал, сельхозпроизводители получали бартер — семена, запчасти, комбикорм, расплачиваясь в ответ зерном, мясом и молоком, этими вопросами в том числе и занимался «ОПЛОТ». Говоря грубо, это можно было назвать своеобразным аналогом продразвёрстки.

Насколько все это оформляли без нарушений? Вообще, могли ли официально существовать подобные организации и на каких началах? Как проходила оплата?

Деньги передавали коробками

Банков в ДНР в тот момент не существовало. «Бумажки», то есть документы, заполнялись неряшливо, подчас людьми случайными. Денежные средства за реализованное зерно нередко вообще передавались наличными.

Их просто приносили в административное здание «Индустриального ОПЛОТа Донбасса» в картонных коробках, что подтверждали свидетели.

«В тот период времени на территории ДНР по своей сути не действовали никакие законы, регламентирующие порядок финансово - хозяйственной деятельности, украинские были отменены, нормативные акты ДНР только формировались. Тот же закон о государственной регистрации юридических лиц на территории ДНР, под которой и попадал «Индустриальный ОПЛОТ Донбасса», был принят лишь в 2020 году», — рассказал «МК» юрист Олег Муравьев.

Скажем прямо, мерками мирного времени нельзя подходить к периоду Гражданской войны. И не простые люди были виноваты в том, что тогда творилось. Люди просто хотели есть. И их надо было кормить. Любой ценой.

Был бардак? Несомненно. Дрались за власть и сферы влияния? И этого нельзя отрицать. Собственность переходила из рук в руки, многие предприятия захватывались вообще левыми вооружёнными людьми…

Хотели заработать? Как и в любые смутные времена.

«Мне стало известно, что большую часть урожая 2014-го года - в 700 тысяч тонн – тайно вывезли на Украину, в Мариуполь. Каким-то невероятным образом его пропустили через украинские блокпосты. Я могу предположить, кто в этом был замешан, поэтому с осени 2014-го в ДНР мне возврата больше не было», — рассказывал Красильников.

…Сначала дела у нового министра Красильникова шли неплохо, и он даже баллотировался на пост главы ДНР в 2014, но «по многочисленным просьбам трудящихся» снял свою кандидатуру в пользу Александра Захарченко.

В ноябре 2014-го года Красильников выехал в Москву в командировку, и в ДНР больше не вернулся. По его собственному признанию, он боялся за свою жизнь.

Он признавал, что возник конфликт из-за зерна с заместителем тогдашнего главы ДНР Александра Захарченко — Александром Тимофеевым, позывной «Ташкент». Позже тот, могущественный кардинал ДНР эпохи 2014-го — 2018 годов, вершивший человеческие судьбы и контролировавший всю экономику независимой республики, пострадал при покушении на главу ДНР Александра Захарченко, начальник был убит во время теракта, сам «Ташкент» перебрался в Россию, и уже здесь против него возбудили уголовное дело. Но не за то, что было в 2014 году, а за события 2020-2021 года.

В 2022 году Хорошевский районный суд приговорил Тимофеева к 3,5 годам лишения свободы за мошенничество в особо крупном размере, также его обвинили в вымогательстве 5 миллионов долларов у крупного российского бизнесмена.

Где конкретно «Ташкент» отбывает наказание или, может быть, уже вышел на свободу — неизвестно.

Экзотический министр сбежал на Украину

Вместо Алексея Красильникова на «хлебную должность» и.о. министра экономики назначили бывшего коммерческого директора «ОПЛОТа» Алию Камара. Дончанам он запомнился тем, что имел экзотическое африканское происхождение, его отец был родом из Сьерра-Леоне.

Камара почти сразу же арестовали, свалили на него весь бардак лета 2014-го, и отправили сидеть «на подвал». Время было такое. Хорошо, что остался жив.

В своё время об этом уголовном деле писал «МК». Когда Камара вскоре отпустили, и, кстати, без суда, он тут же уехал на Украину, где дал показания о том, чему был свидетелем — уже с точки зрения украинского законодательства.

Уголовное дело по деятельности «Индустриального ОПЛОТа Донбасса», возбужденное без малого 10 лет назад, так и зависло в архивах вплоть до февраля 2024 года…

Все эти годы Красильников жил в Москве. Стал гражданином Российской Федерации. О делах давно минувших дней вспоминал только в интервью. Его никто не искал до февраля 2024. Мало того, само дело тоже никто не расследовал.

Сидеть без срока давности

…22 февраля 2024 года Красильникова вычислили по системе обнаружения лиц в метро. Рядовые полицейские очень удивились, что задержали аж целого министра, пусть и с приставкой «экс». Никаких подробностей они не знали, кроме того, что за задержанным выслали опергруппу из Донецка.

На следующий день Красильникова увезли. Несмотря на то, в Москве у него остались двое несовершеннолетних детей, которых он по суду воспитывает без участия жены…

На мой вопрос, а как же соблюдение сроков задержания, ведь прошло уже более 72 часов, мне ответили, что в Донецке введено военное положение и там действуют другие нормы. Что, в общем-то, и правильно. Поэтому в течении последующих 30 суток он будет находиться в ИВС, без определения меры пресечения — под арест или отпускать…

Срок давности по самой серьёзной из предъявленных ему уголовных статей за «мошенничество с использованием служебного положения» истекает через полгода. Поэтому нужно спешить передавать дело в суд. Экс-чиновнику ДНР грозит до шести лет лишения свободы. По всем остальным статьям срок давности уже давно истек.

«При этом совершенно очевидно, что нельзя оценивать действия административных органов ДНР и ведомств, которые осуществляли снабжение населения, а также силовых министерств и ведомств в условиях по сути военного времени с точки зрения обычного гражданского законодательства мирного времени. Тем более, нельзя оценивать то, что совершалось не на территории РФ по сегодняшним законам РФ», — считает юрист.

Был ли мальчик

И все же как интересно иногда складываются обстоятельства и тусуется колода карт.

В прошлом году я писала об аресте одного из самых известных оставшихся в живых командиров ополчения первой волны Вадима Погодина (позывной «Керч»).

Керч вернулся в Донецк добровольно из Крыма в начале 2023-го года. Для того, чтобы разобраться со своим уголовным делом, которое было возбуждено в ДНР без малого десять лет назад. Погодина обвинили в том, что летом 2014 он приказал расстрелять 16-летнего Степана Чубенко, жителя Краматорска.

Сам Погодин утверждал и утверждает, что не причастен к смерти Чубенко. Он никогда не видел его. Прямых доказательств того, что он командовал этим расстрелом, нет. Подросток просто исчез, а затем нашли его труп. Все остальное, включая даже возможное пособничество школьника ВСУ, за что его могли пытать и убить — это домыслы. В 2014 году в ДНР могли, если честно, убить кого угодно и за что угодно.

И именно поэтому Погодин прибыл в ставшим российским Донецк, чтобы добиться объективного и всестороннего расследования. Хотя насколько оно возможно спустя столько времени… Я читала материалы, там огромное количество белых пятен, вплоть до того, сколько пуль было найдено в трупе мальчика. По разным экспертизам их разное количество.

В результате Погодин провёл в СИЗО Донецка более семидесяти суток, что шло в явном противоречии с российским УПК, потом его отпустили. Под подписку о невыезде. Сейчас Керч уже больше года продолжает находиться в Донецке. Предварительное следствие длится уже свыше 9 лет, а суд все переносится и переносится…

На Украине, где велось параллельное расследование, Погодин, кстати, уже приговорён к пожизненному заключению - это единственный заочный пожизненный приговор, вступивший там в законную силу. Но по понятным обстоятельствам на Украине защищать себя он не мог.

С точки зрения норм законодательства Российской Федерации, невозможно судить дважды за одно и то же, даже в разных государствах.

Non bis in idem — «довольно и одного раза», один из основополагающих принципов римского права, от которого мы пока не отказывались.

Если же деяние признается преступлением и в другой стране, где человек уже был осуждён, то Российская Федерация обычно сотрудничает по вопросам экстрадиции этого лица. То есть тут либо отправлять на враждебную Украину, либо прекращать уголовное дело. Еще один вариант — сформулировать новые нормы права, которых до сих пор в истории человечества не существовало.

Кстати, по делу об убийстве Степана Чубенко в СИЗО более 11 месяцев томится ещё один человек — Максим Сухомлинов. Тоже везде пишет жалобы, и тоже бесполезно.

Когда я прочитала официальное сообщение МВД ДНР о задержании Вадима Погодина, меня поразили формулировки.

Сотрудники Управления уголовного розыска МВД Донецкой народной республики ….задержали руководителя организованной преступной группы (ОПГ) Погодина Вадима Викторовича, подозреваемого в убийстве подростка».

Но тут как бы определитесь, что ли. Либо в 2014-м году действовало героическое ополчение, сражавшееся за свою независимость от Украины. Либо это были обычные бандиты…

Так же, как министр самопровозглашенной республики в 2014-м году Алексей Красильников, при всем желании не мог занимать «государственную должность в Российской Федерации», хотя бы потому, что это была не Россия.

А именно так написано в привлечении его в качестве обвиняемого.

«До 2022 года РФ не признавало ДНР в качестве самостоятельного государства. Так как законы РФ, регламентирующие порядок прохождения государственной службы не распространялись на территории ДНР в тот период времени, то и говорить о возможности их применения сегодня нельзя», — полагает специалист.

Безусловно, все должно быть по закону. Ведь мы собираемся жить в правовом и суверенном государстве. Так и надо сперва разобраться - по какому именно закону. Все-таки это Донбасс стало Россией, а не наоборот.

А ведь эти два уголовных дела далеко не единственные, которые расследуются в ДНР уже почти 10 лет. Таких сотни. И за всеми стоят люди. Следственный Комитет специально командировал своих представителей в присоединённые регионы, чтобы разобраться с этими завалами… Особенно сейчас, когда законодательство бывших самопровозглашенных республик приводится в соответствии с нормами РФ.

QOSHE - Посадить за 2014 год: участников донецкого ополчения призвали к ответу за прошлое  - Екатерина Сажнева
menu_open
Columnists Actual . Favourites . Archive
We use cookies to provide some features and experiences in QOSHE

More information  .  Close
Aa Aa Aa
- A +

Посадить за 2014 год: участников донецкого ополчения призвали к ответу за прошлое 

8 0
27.02.2024

Из московского отделения полиции он позвонил мне.

«За что?» — успела я его спросить.

«За 2014-й…»

24-го февраля в Донецке Алексею Красильникову предъявили обвинение в том, что «занимая государственную должность в РФ» он занимался незаконным предпринимательством, совершил мошенничество, а также злоупотреблял своим служебным положением вопреки интересам государства.

Речь идет о сборе зерна и социальной раздаче хлеба летом 2014 года голодающим жителям Донецка. Город в тот момент находился на пороге гуманитарной катастрофы. Участие в этой деятельности Красильников, собственно, никогда и не отрицал.

Мы познакомились в 2016-м году, когда я писала о том, что творилось с продовольственным обеспечением республики.

Осталось выяснить, нормы какого государства, с точки зрения закона, нарушил экс-министр ДНР?

Хлеб был жизнью

В 2014 году Донецкая народная республика в состав России не входила. Мало того, РФ не признавала ее суверенитет вплоть до 21 февраля 2022 года, и то, что происходило тогда на той территории, нашим законам не подчинялось.

И дефицит хлеба, и очереди за бесплатным супом, и тайный вывоз зерновых на Украину, и распродажа гуманитарки — все это десять лет назад было. Из песни слов не выкинешь. ДНР во всех смыслах тогда являлась одной большой «черной дырой». В которой, на их беду, продолжали жить люди.

Летом и осенью бои вплотную приблизились к элеваторам, где хранились запасы, гарантирующие продовольственную безопасность самопровозглашенной республики.

Зерно — это ведь не только хлеб, но и макароны, манка для детей, комбикорм для птицы. Это была жизнь.

Смена из 30 человек выпекала 27 тысяч буханок ежесуточно. Около 30% этого хлеба считали «социальным», его без наценок отправляли в больницы, детские дома, интернаты, для стариков и инвалидов продукт отпускался по льготной цене.

40 тысяч человек кормили бесплатно три раза в день. Вдобавок нужно было придумывать такой продовольственный оборот, чтобы обеспечить продовольствием все министерства и структуры, прокуратуру, МГБ, больницы, школы, садики, тюрьмы.

Ответственность за выполнение этой задачи возложили на созданное в чрезвычайных обстоятельствах Министерство агропромышленной политики (АПК) и продовольствия ДНР. Главой ведомства и стал 39-летний на тот момент Алексей Красильников. Коренной дончанин, он приехал из Киева, где работал в команде Януковича, как только на юго-востоке Украины начался военный конфликт.

«Ситуация с продовольствием в Донецке летом 14-го была катастрофической. Шли бои, часть посевных земель заминирована, не было техники, люди разбежались... Но все-таки удалось наладить питание нуждающимся. Чтобы взять откуда-то эти продукты, срочно восстанавливали деловые и хозяйственные связи», - рассказывал Красильников.

Для этого был создан «Индустриальный ОПЛОТ Донбасса» - корпорация, учредителем которой являлся Аграрный Фонд ДНР при том же Министерстве АПК. Так как в республике не хватало живых денег и не работал безнал, сельхозпроизводители получали бартер — семена, запчасти, комбикорм, расплачиваясь в ответ зерном, мясом и молоком, этими вопросами в том числе и занимался «ОПЛОТ». Говоря грубо, это можно было назвать своеобразным аналогом продразвёрстки.

Насколько все это оформляли без нарушений?........

© Московский Комсомолец


Get it on Google Play